Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
24 ноября 2017
170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д.24,
тел.: (4822) 33-11-57 (приемная)
           (4822) 33-12-69 (канцелярия)
email: 
min_imushestvo@web.region.tver.ru




Вопрос-ответ
Дополнительная информация

Вопросы органов местного самоуправления, возникшие по результатам семинара Министерства

 
№ п/п Содержание вопроса Ответ
1. Каким образом устанавливается предельный размер земельного участка применительно к вопросу о перераспределении земель: норма указывается в ПЗЗ или должен быть отдельный правовой акт; возможно ли применение ранее существующих норм, установленных до 01.03.2015 в правовых актах органов местного самоуправления муниципального района? В соответствии со статьёй 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ в случае, если ПЗЗ на территории сельского поселения не утверждены, то законодательство разрешает пользоваться нормами, установленными администрацией муниципального района, в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01.03.2015.
2. Земельные участки, поставленные на ГКУ в 2013 и 2014 году, не попали в объект оценки при определении новой кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. До сегодняшнего дня заказываем справки о кадастровой стоимости и кадастровые паспорта, они все приходят со старой кадастровой стоимостью, использовать которую при расчете арендной платы на 2015 год и выкупной цены мы не можем. Как скоро произойдет переоценка кадастровой стоимости данных участков? В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации  не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Кадастровая стоимость земельных участков, не вошедших в объект оценки, устанавливается самостоятельно ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области в соответствии с действующей методикой. Предлагаем обращаться в   ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области для предоставления справки о кадастровой стоимости в отношении конкретного земельного участка. Министерством по указанному вопросу направлен запрос в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области. После получения ответа информация будет размещена на официальном сайте Министерства дополнительно.
3. Какой вид разрешенного использования указывать при формировании земельного участка под огородничество, если в классификаторе видов отсутствует такой вид разрешенного использования, а в соответствии с новым Земельным кодексом предоставление земельных участков для ведения огородничества возможно? В настоящее время имеются противоречия между классификатором  видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 (далее – Классификатор) и Земельным кодексом Российской Федерации в части наименования видов разрешенного использования в отношении земельных участков, предоставляемых для целей сенокошения, выпаса сельскохозяйственных  животных, огородничества. Вместе с тем, согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации данные противоречия будут учтены при доработке Классификатора.
В связи с поступающими обращениями органов местного самоуправления Министерством направлен соответствующий запрос в Министерство экономического развития Российской Федерации. После получения ответа информация будет размещена на официальном сайте Министерства дополнительно.
4. Заявка о предоставлении в аренду для сельскохозяйственного использования (огород) подана в октябре 2014 года. Заявитель осуществил от имени администрации района кадастровые работы по формированию земельного участка, но не успел поставить на ГКУ до вступления в силу классификатора видов разрешенного использования. 24.12.2014 года вступил в действие новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540.            До введения в действие классификатора виды разрешенного использования определялись согласно градостроительным регламентам, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 2 Приказа новые виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются с даты вступления его в законную силу, то есть с 24.12.2014.
5 В случае если результаты кадастровой стоимости земельного участка оспорены в судебном порядке и решение суда вступили в законную силу, в сведениях ГКН кадастровая стоимость не изменилась, какую кадастровую стоимость следует применить при расчете выкупной цены? В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
 Следовательно, целесообразно запросить в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области справку о кадастровой стоимости земельного участка.
6 Какой орган принимает решение об изменении вида разрешенного использования с "ведение сельского хозяйства" на "скотоводство"? Порядок  изменения вида разрешенного использования? В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
7 Порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в случае если участок не используется по целевому назначению, жилой дом в кадастре недвижимости отсутствует, сведения об умершем отсутствуют, либо человек не проживает на территории муниципального образования? Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования установлен статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение о прекращении права ПБП принимается на основании заявления правообладателя.  В случае если у земельного участка нет собственника или собственник неизвестен, то он принимается на учет, как бесхозяйный объект органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок. Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.11.2013 г. № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». По истечении года суд на основании заявления органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйный земельный участок муниципальной собственностью.
8 Поступило заявление о приобретении в собственность земельного участка от собственника строения с приложением свидетельства о государственной регистрации права и кадастрового паспорта на указанное строение. Строение зарегистрировано в порядке "дачной амнистии". В результате проведенной проверки установлено, что фактически строение на земельном участке отсутствует, что зафиксировано актом рабочей группы. В связи с чем заявителю было отказано. По заявлению администрации с учета строение не снимают, так как право муниципальной собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано. Дальнейшие действия администрации? В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
9 Предельные размеры земельных участков, предоставляемых собственникам зданий, если в поселении не утверждены ПЗЗ? До утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
10 Необходима ли публикация в средствах массовой информации в случае предварительного согласования предоставления земельного участка без проведения торгов (за исключением ИЖС, ЛПХ, дачного строительства, КФХ)? В случае предварительного согласования предоставления земельного участка без проведения торгов публикация в средствах массовой информации не требуется (за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством) его деятельности, в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
11 Какое основание указать в решении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если ранее участок был предоставлен бывшим членам колхоза в собственность? С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации)
12 Порядок предоставления земельных участков в собственность членам СНТ? Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются Федеральным  законом      от 15.04.1998 № 66-ФЗ  «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон           № 66-ФЗ).
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 14 Федерального  закона № 66-ФЗ.
В соответствии с пп.3 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в случае продажи  земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 закона Тверской области от 09.04.2008 № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений Тверской области» продажа без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности Тверской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предусмотренных статьями 14.1 и 15 указанного закона, осуществляется по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков в случае продажи земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
В соответствии пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» к заявлению о приобретении земельного участка должны быть приложены следующие документы:
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП;
- документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации;
- решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю.
13 Могут ли сельские поселения, где утверждены ПЗЗ, предоставлять земельные участки для целей, не связанных со строительством, в соответствии с порядком, ранее установленным администрацией района? В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года. Соответственно, ранее установленный администрацией муниципального района порядок по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, может применяться в случае, установленном пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ.
14 В аренде у ЗАО "Ипотечное кредитование атомной отрасли" с 2004 года находился земельный участок площадью 2,9 га под строительство многоквартирных жилых домов. За этот период на участке построены 7  многоквартирных домов. Все они объединены общими коммуникациями, территорией, благоустройством. Договор аренды с ЗАО "Ипотечное кредитование атомной отрасли" расторгнут. В администрацию поступили заявления от собственника одного из домов о формировании земельного участка под его домом. Наши действия?  В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.123.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Обращаем внимание, что образование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с проектом межевания.
15 Кто распоряжается земельными участками если ПЗЗ утверждены только на части территории сельского поселения? Согласно пункту 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001        № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Исключений из данного правила указанным федеральным законом не предусмотрено.
Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
В соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития с 01.03.2015 года органы местного самоуправления поселений вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае утверждения правил землепользования и застройки в отношении части территорий поселений.
16 При расторжении договора аренды земельного участка после 01.03.2015 при наличии утвержденных ПЗЗ, необходимо ли заключать дополнительное соглашение о замене арендодателя? Право на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения, у сельского поселения возникает в силу закона, в связи с чем не требуется внесение изменений в ранее заключенные администрацией района договора аренды в части замены арендодателя.
17 Когда ожидается принятие нормативного правового акта субъекта и принятие перечня объектов для размещения которых не требуется разрешение на строительство? В настоящее время Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области и Министерством экономического развития Тверской области обеспечивают разработку и принятие Порядка размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
18 Возможно ли перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, и земельным участком, государственная собственность на который не разграничена? Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
19 Каким Федеральным законом регламентируется предоставление земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами для жилищного строительства.     Подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства. При этом указанным положением законодательства установлено, что случаи и сроки предоставления земельных участков должны быть предусмотрены Федеральными законами. До настоящего времени Федеральный закон, предусматривающий случаи и сроки предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства, не принят, в связи с чем предоставление земельных участков в указанных целях производится на общих основаниях (посредством проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в соответствии с порядком установленном в Земельном кодексе РФ).
20 В целях подведения итогов размещения объявления о предоставлении земельных участков без проведения торгов, какие документы прикрепляются на официальном сайте "торги". Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления размещать какие либо документы на официальном сайте торгов информацию по подведению итогов размещения объявления о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
В данном случае орган местного самоуправления по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений, снимают такую публикацию с официального сайта торгов и совершает действия, предусмотренные действующим земельным законодательством (либо совершает действия по предоставлению земельного участка, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона).
21 Участок предоставлен без торгов под гаражное строительство. Срок договора истек, заявление подано до истечения строка договора аренды. Документов на гараж не имеются. Статья 39.6 ЗК РФ не предусматривает случаи предоставления земельных участков под гаражное строительство. Дальнейшие действия администрации? Пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи заключения договора аренды земельных участков. В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с указанным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Таким образом, в случае оформления права собственности на незавершенный строительством объект недвижимого имущества (гараж), собственнику такого объекта земельный участок может быть предоставлен в аренду для завершения строительства.
22 Кто принимает решение о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения для КФХ вне населенного пункта, в случае если ПЗЗ не утверждены? В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В случае если правила землепользования и застройки утверждены, предоставление земельного участка КФХ должно  осуществляться администрацией сельского поселения.
23 В случае продажи земельного участка собственнику здания, нужно ли осуществлять публикацию сообщения (границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством)? не требуется
24 В соответствии со ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль должен проводиться в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Проводится ли данный контроль? Можно ли приравнивать порядок проверки указанных органов к порядку проверки юридических лиц? Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время Министерством разработан проект постановления Правительства Тверской области «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области». Указанный проект находится на согласовании в Правовом управлении Правительства Тверской области.               
В проекте порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления отличается от порядка проведения муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц, а именно при проведении проверок в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления согласование с органами прокуратуры не требуется.
25 Возможно ли предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации сельского поселения для организации пожарного подъезда? В соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской
Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Обращаем внимание, что если пожарный подъезд будет организован на землях общего пользования, то необходимо установить сервитут на данный земельный участок.
26 На каком праве возможно предоставление земельных участков инвалидам? В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации первоочередное предоставление земельных участков инвалидам допускается на праве аренды.
27 Возможен ли выкуп земельного участка, если он был предоставлен для индивидуального жилищного строительства. На участке зарегистрировано строение, но не дом? В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов собственникам зданий, сооружений, находящихся на указанном земельном участке.
В связи с тем, что на участке располагается строение, цель предоставления земельного участка (для индивидуального жилищного строительства) не была достигнута, следовательно, продажа земельного участка собственнику строения не возможна.
28 Кто подписывает дополнительно соглашение к договору аренды земельного участка: район или поселение? В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Если ПЗЗ поселения утверждены, то дополнительное соглашение подписывает сельское поселение (право перешло по закону), если нет, то администрация муниципального района.
29 Между администрацией и гражданином был заключен договор аренды земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства. После окончания срока договора аренды, в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует заключать новый договор аренды. Возможно ли в новом договоре аренды предусмотреть расторжение старого договора аренды или следует сделать дополнительно соглашение о расторжении? В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок предоставляется без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды. В связи с тем, что старый договор аренды не продлевается, то для его расторжения необходимо подготовить дополнительно соглашение о расторжении договора аренды.
30 В орган местного самоуправления поступило заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории для целей индивидуального жилищного строительства. Схема соответствует требованиям. Орган местного самоуправления должен утверждать данную схему? В случае отказа, то на каком основании? (проекта межевания территории нет) Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства установлен статьей 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.
31 МТС прокладывает линию оптико-волоконной связи (линейный объект). Какова последовательность оформления земельных участков для указанных целей (проекта межевания территории нет)? Оформление земельных участков для размещения линейных объектов возможно в следующих случаях:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов.
2. Установление сервитута (статья 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень видов объектов размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.
Согласно п.3 ст. 11.3 ЗК РФ  образование земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.                          Указанное правило применяется исключительно в отношении объектов федерального, регионального или местного значения. Образование земельных участков в целях размещения таких объектов с 1 марта 2015 осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории.
 Образование земельных участков для размещения иных линейных объектов допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
32 Срок предоставления земельного участка в аренду для ведения личного (подсобного) хозяйства установлен 20 лет. Это строгая норма или возможно установить меньший срок аренды? В соответствии с пунктом 8 статьи 39.8 Земельного кодекса российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
33 В городе приняты правила землепользования и застройки и генеральный план. Однако проектов планировки территорий и проектов межевания нет. Может ли администрация города формировать земельные участки на основании утверждения схем без разработки проектов межевания? В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.


№ п/п Содержание вопроса Ответ
1. Нужно ли направлять утвержденные ПЗЗ, если границы территориальных зон не установлены в соответствии с Земельным законодательством? Порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении правил направления органами власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона о кадастре обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2-5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Таким образом, для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки, орган местного самоуправления должен направить в орган кадастрового учета карту-план объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки, в виде электронного документа, подготовленного с использованием схем для формирования документов в формате ХМL, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных. Указанный электронный документ должен быть защищен от доступа лиц, не участвующих в его подготовке, обработке и получении, а также быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего его органа.
Следовательно, правила землепользования и застройки территорий без приложения карт-планов объекта землеустройства в орган кадастрового учета не направляются.
Также просим обратить внимание, что согласно части 6 статьи 15 Закона о кадастре главы муниципальных образований в течение 6 месяцев с момента утверждения правил землепользования и застройки территории обязаны направить в орган кадастрового учета карту-план объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, предусмотренной правилами землепользования и застройки.
2. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка должна быть указана территориальная зона в соответствии с ПЗЗ, а не вид разрешенного использования. Каким образом будет определяться вид разрешенного использования земельного участка при постановке на ГКУ?   В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» обязательным реквизитом схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории является наименование территориальной зоны, к которой он относится. Но никто не запрещает указывать дополнительные характеристики земельного участка, такие как вид разрешенного использования. В случае отсутствия вида разрешенного использования в документах, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, вид разрешенного использования в сведениях ГКН о земельном участке будет отсутствовать.
3. Почему в выписке из ЕГРП не указывается адрес регистрации собственника?   В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 22.03.2013 № 147 в выписке из ЕГРП в отношении правообладателя объекта недвижимого имущества указываются данные согласно актуальной записи ЕГРП
Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765 установлено, что в записях ЕГРП указываются следующие сведения о правообладателе:
- в отношении физического лица, в выписке указываются сведения - фамилия, имя и отчество (отчество при наличии), дата и место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, а для лиц, которым в установленном порядке страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования не присвоен, также указываются наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания в соответствии с федеральной информационной адресной системой;
- в отношении юридического лица в выписке указывается полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный номер.
Таким образом, указание в выписке адреса регистрации правообладателя не предусмотрено действующим законодательством.
4. Почему органом кадастрового учета принимаются решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в части вида разрешенного использования (переходный период до 2020 года)? Решение о приостановлении государственного кадастрового учета принимается в случае, если вид разрешенного использования земельного участка в представленных для кадастрового учета документах не соответствует видам разрешенного использования, установленным правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), и не представлено решение об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования, принятое органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного на установление или изменение видов разрешенного использования.
В соответствии с ч. 13 ст. 39 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) такое решение уполномоченный орган обязан принять в течение одного месяца со дня поступления соответствующего заявления от правообладателя земельного участка.
5 Где взять форму заявления для получения ключа доступа к порталу Росреестра?   Приказом Минэкономразвития от 27.12.2011 № 766 утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, получившим в соответствии с настоящим Порядком уникальные коды-ключи доступа.
Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу (ключа доступа) представляется в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, по выбору заявителя:
в виде бумажного документа, предоставляемого заявителем при личном обращении;
в виде бумажного документа путем его отправки по почте;
в электронной форме, путем заполнения формы запроса размещенной на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
в электронной форме посредством отправки ХМL-документа с использованием веб-сервисов.
Бумажные бланки запросов предоставляются органом Росреестра на безвозмездной основе в помещениях, в которых осуществляется прием заявителей при личном обращении.
Электронные бланки запросов размещены на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) с возможностью их свободного копирования.