Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
официальный сайт
Актуальная версия страницы на 15 ноября 2018
Новости

23.10.2018

В июле и августе 2018 года вступил в силу ряд федеральных законов, вносящих изменения в законодательство Российской Федерации в сфере земли, недвижимости и строительства.
1. Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнено определение объекта ИЖС, установлены единые требования к строительству таких объектов, введен уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов.
Градостроительный кодекс РФ дополнен новой главой, регулирующей порядок сноса объектов капитального строительства; введены нормы об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства.
Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления и на основании проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа.
Кроме того, данным федеральным законом регламентирован порядок и особенности осуществления сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, которые до настоящего времени отсутствовали в законодательстве, а также закреплен механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

2. Федеральным законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» уточнен ряд положений ГК РФ о признании строений самовольными постройками.
В ранее действующей редакции ГК РФ самовольной постройкой признавалось здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с внесенными в ГК РФ изменениями понятие самовольной постройки не претерпело значительных изменений, однако при наличии перечисленных выше оснований объект недвижимости может быть признан самовольной постройкой только если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
То есть, если на момент строительства постройка отвечала признакам самовольной (например, разрешенное использование земельного участка не допускало строительства на нем данного объекта), но на дату выявления такой постройки вид разрешенного использования земельного участка уже был приведен в соответствие, то такая постройка не может быть признана самовольной.
До внесения в ГК РФ рассматриваемых изменений самовольная постройка подлежала исключительно сносу. Теперь самовольная постройка может быть также приведена в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Появился новый механизм легализации самовольной постройки, который сводится к приведению объекта в соответствие всем установленным требованиям. Так же как о сносе самовольной постройки, решение о приведении ее в порядок принимает суд, а в отдельных случаях - орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района.
Также уточнены полномочия органов местного самоуправления в части принятия решений о сносе самовольной постройки.

3. Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменено понятие капитального строения и сооружения.
Указано, что к таким объектам не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие). В Градостроительном кодексе РФ появилось понятие некапитальных строений и сооружений. Внесены и другие изменения, например, в части градостроительного зонирования, оптимизации требований к проектной документации.
В Земельный кодекс РФ введена новая глава, посвященная зонам с особыми условиями использования территорий. В ней закреплены цели установления зон с особыми условиями использования территорий, установлен исчерпывающий перечень зон с особыми условиями использования территорий, определены общий порядок установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий, а также последствия установления, изменения и прекращения существования таких зон.
Кроме того, данным федеральным законом закреплен отсутствовавший ранее на законодательном уровне механизм возмещения убытков правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости при ограничении их прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий.

4. Федеральным законом от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» уточняются и расширяются права и компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Федеральный закон «Об акционерных обществах» дополняется статьей, предусматривающей создание системы управления рисками и внутреннего контроля и осуществления внутреннего аудита в публичном обществе, в соответствии с положениями которой совет директоров определяет политику общества в области организации системы управления рисками и внутреннего контроля.
Данный федеральный закон вступил в силу в несколько этапов.
С 19 июля 2018 года вступили в силу следующие изменения:
- ревизионная комиссия стала исключительно коллегиальным органом, акционерные общества больше не вправе назначать ревизора как единоличный орган контроля.
- изменен порядок создания ревизионной комиссии. В непубличном обществе ревизионная комиссия обязательна, за исключением случаев, когда ее отсутствие прямо предусмотрено уставом. Соответствующие изменения к уставу непубличного общества о создании или об отсутствии ревизионной комиссии принимаются всеми акционерами единогласно.
- уточнен порядок определения размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых владельцам привилегированных акций. В уставе общества можно установить минимальный размер дивиденда и (или) ликвидационной стоимости по привилегированным акциям, в том числе в процентах от чистой прибыли общества.
- владельцы привилегированных акций имеют право голоса по всем вопросам, решение по которым должно приниматься единогласно всеми акционерами общества, а также в случае внесения в устав общества изменений, которые могут привести к ущемлению прав таких акционеров и (или) к фактическому уменьшению размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным
- совет директоров наделен правом формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции.
- к компетенции совета директоров отнесено определение принципов и подходов управления рисками в обществе, внутреннего контроля и внутреннего аудита.
- уточнены положения, касающиеся определения кворума собрания акционеров по вопросу одобрения сделок с заинтересованностью: собрание считается правомочным независимо от числа незаинтересованных в совершении соответствующей сделки акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.
С 1 сентября 2018 года вступили в силу следующие изменения в Федеральный закон об акционерных обществах:
- ограничение права совета директоров выдвигать кандидатов в органы управления общества. Число кандидатов, предлагаемых советом директоров, не может превышать количественный состав соответствующего органа управления.
- обязанность публичного общества разработать и утвердить политику общества в области организации системы управления рисками и внутреннего контроля.



Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области